Когда я увидела пустой банковский счет, сердце застыло. Все наши мечты о собственном доме превратились в пепел за одну ночь. Девять месяцев экономии, отказов от радостей жизни, бесконечных споров — все это исчезло в мгновение ока по прихоти одного человека. Но самое страшное было не это. Страшнее всего было понимание, что человек, с которым я связала свою судьбу, оказался совершенно не тем, кем я его считала.
В детстве я представляла идеальную семью по образцу из кинофильмов: глава семейства принимает серьезные решения, планирует бюджет, думает о завтрашнем дне. Реальность преподнесла мне совсем другой урок. Роли в нашем браке поменялись местами самым неожиданным образом.
— Денис, понимаешь ли ты, что жить в этой крохотной студии вечно мы не сможем? — начала я деликатный разговор со свежеиспеченным супругом.
— Конечно, понимаю, но альтернатив-то нет. Ты же видишь, какие сейчас расценки на жилье, — отозвался он.
— Но ведь можно найти выход из ситуации?
— Какой именно?
Меня поразило его безразличие к проблеме, которая должна была волновать нас обоих.
— Можно каждый месяц откладывать фиксированную сумму и копить на первоначальный взнос. Возможно, за пару лет соберем достаточно для собственной жилплощади.
— Два года в этой клетушке! Кошмар!
— О том и речь, Денис! Если есть лучшие идеи, я готова их обсудить.
— Максимум двенадцать тысяч смогу откладывать.
— А почему так мало? Твой доход позволяет откладывать хотя бы восемнадцать или двадцать.
— А существовать на что прикажешь, Лен? Аренда, питание, да и развлечения тоже нужны.
— Мне тоже хочется развлекаться, Денис, но крыша над головой важнее. Нас двое, мы оба получаем зарплату, оба будем участвовать в расходах. Давайте просто посчитаем реальные цифры, и ты убедишься, что это выполнимо.
Странно было видеть, что именно мне приходится заниматься этими вопросами, а не мужу. Денис только вздыхал и сетовал на сокращение личных трат. Я не испытывала особого энтузиазма по поводу жесткой экономии, но четко понимала: в тесной квартире-студии долго не протянем, поэтому нужно было срочно что-то предпринимать. Я составила финансовый план, открыла накопительный счет, постоянно напоминала супругу о взносах. Вся ответственность за жилищный вопрос легла на мои плечи.
Первое время все складывалось неплохо, несмотря на необходимость урезать расходы и во многом себя ограничивать. Однако появился фактор, который серьезно осложнил процесс накопления. Этим фактором стала моя свекровь, которая регулярно обращалась к сыну за финансовой помощью.
— Денечка, сынок, переведи мне три тысячи на обновку, хочу завтра появиться на службе в красивом наряде, — просила теща.
— С чего вдруг? Какое-то торжество намечается? — удивлялся муж.
— Никакого торжества, просто коллеги на выходных устроили шоппинг и сегодня щеголяют в новинках, а я сижу в своем потрепанном костюме, который и цвет-то потерял. Не желаю выглядеть нищенкой на их фоне, поэтому дай денег на обновки.
— Хорошо.
Людмила Сергеевна обожала производить впечатление на окружающих. Такая позиция была мне совершенно непонятна.
— Денис, завтра получишь зарплату — не забудь перевести деньги на счет, — напомнила я мужу.
— В этом месяце положу в два раза меньше, — предупредил он.
— По какой причине?
— Пообещал маме помочь с походом в театр. А для этого ей требуется приобрести вечернее платье.
— При чем здесь ты? Твоя мать получает зарплату, разве не может самостоятельно купить себе наряд?
— Лен, она всю зарплату отдает за квартиру, свободных денег на покупки у нее не остается.
— А у нас они есть, Денис? Я бы поняла, если бы речь шла о чем-то необходимом, но тратить деньги на материнские капризы — это уже слишком.
— Послушай, Лен, в следующем месяце внесу сколько нужно. А сейчас чуть поменьше, ничего страшного.
— Как скажешь.
Капризы свекрови не утихали. Денис все чаще просил меня увеличить свой взнос, поскольку собственные средства тратил на мать. Когда подобные просьбы стали системой, я попыталась образумить супруга, что привело к учащению конфликтов.
— Денис, я понимаю — ты стремишься порадовать свою мать, желаешь быть для нее опорой. Но давай честно поговорим: твоя мама вполне способна самостоятельно покупать себе одежду, косметику и прочие вещи, которые у тебя просит. Разве она не понимает, что мы сейчас собираем средства на квартиру и не можем позволить себе необдуманные траты? — возмущалась я.
— Лен, я просто не могу ей отказать, ты же знаешь мою маму. Если скажу «нет», она обидится и перестанет общаться. Будет утверждать, что я к ней равнодушен, — жаловался муж.
— А она к тебе не равнодушна? Если бы твоя мать интересовалась твоей жизнью, она бы знала, что денег у нас в обрез. Я не хожу по магазинам и не покупаю себе наряды, хотя очень хочется. Ты сам носишь одну и ту же куртку пятый год, я постоянно ее штопаю, потому что на новую средств нет. Зато твоя мама практически каждый месяц появляется в обновках.
— Так, Лен, я сам распоряжаюсь своими деньгами. Я ведь что-то на счет перевожу, правда? Значит, претензий быть не должно.
— Претензии есть, Денис. Вместо положенных восемнадцати тысяч ты переводишь на счет семь тысяч, а я тем временем откладываю двадцать две. Чувствуешь несправедливость?
— Хочешь обвинить меня в жадности?
— Я не обвиняю, я пытаюсь объяснить тебе, что траты на твою мать — это лишние расходы, которые отдаляют момент покупки нашей квартиры.
— Купим мы эту квартиру, не переживай. Неважно, сколько я вношу, главное, что хоть что-то вношу. Не стоит предъявлять мне претензии.
Сколько я ни старалась достучаться до супруга, ничего не получалось. Я пыталась спокойно объяснить мужу, что его мать слишком обнаглела с просьбами. Разумеется, мне давно хотелось переговорить со свекровью и попросить ее умерить аппетиты.
— Людмила Сергеевна, мне нужно с вами поговорить, — с этими словами я появилась у свекрови.
— Говори, — холодно отозвалась она.
— Дело в том, что мы с Денисом откладываем деньги на жилье, вы об этом знаете.
— Знаю, и что дальше?
— Не могли бы вы какое-то время не обращаться к сыну за деньгами, пока мы не накопим нужную сумму? Получается, что он очень много тратит на вас, и наше накопление сильно замедляется.
— Хочешь сказать, что я обдираю своего сына?! Даже если так, не вижу в этом ничего плохого, Лена. Если ты не заботишься о своих родителях, не означает, что Денис не должен заботиться о своих.
— Поймите сами, вы очень часто просите у Дениса деньги, а он не умеет вам отказывать. Последние месяцы он откладывает максимум семь тысяч, когда я откладываю со своей зарплаты в три раза больше. При таких темпах на свое жилье мы будем копить лет семь.
— Девочка моя, я своего сына не принуждаю переводить мне деньги, он сам этого желает. Я только прошу, а он принимает решение. Эти вопросы обсуждай с ним, а не со мной, не надо делать из меня виноватую.
— Я просто хотела попросить вас не так часто обращаться к нему за деньгами, вот и все.
— Еще раз говорю — не впутывайте меня в ваши проблемы! Денис взрослый мужчина, сам разберется, что делать. А ты за него не решай, в конце концов это он глава семьи, а не ты. Раз твой муж так поступает, значит, он считает это правильным.
Разговор со свекровью не принес результатов. Позже Денис еще и напал на меня за то, что я общалась с его матерью.
— Зачем ты обсуждала финансы с моей мамой, объясни мне?! Она позвонила и пожаловалась, что ты, оказывается, считаешь, будто моя мама выкачивает из меня деньги!
— Денис, но это же правда. Посмотри на выписку с нашего счета. Сравни свои взносы с моими. Огромная разница!
— Мы с тобой уже миллион раз это обсуждали, Лена. Я буду помогать своей матери и точка. А на квартиру как-нибудь накопим.
— Как-нибудь?! При таких темпах мы вообще ничего не накопим, если ты продолжишь разбазаривать деньги! Меня одну это беспокоит?
— Перестань на меня давить, Лена! Я мужчина, мне и принимать решения. Раз я так сказал, значит, так и будет.
— Хоть бы ты что-то решал, — пробормотала я тихо, чтобы муж не расслышал.
Мои попытки достучаться до мужа и свекрови провалились. С каждым днем я все больше раздражалась, особенно в дни получения зарплаты. Я видела, какую сумму муж переводил на счет и каждый раз пыталась сдержаться, чтобы не устроить очередной скандал. Мне основательно надоело нести единоличную ответственность за приобретение нашего будущего жилья.
Просьбы свекрови не уменьшались, а наоборот, участились. Новые туфли, новый диван, новая стрижка, новая косметика… Я понимала, что свекровь просто обожала хвастаться перед подругами-коллегами. Как только у них появлялось что-то новое, свекровь немедленно просила сына купить ей аналогичную вещь, чтобы не отставать от тенденций. А Денис, не желая огорчать мать, поддавался на ее уговоры и выполнял все капризы.
Я постоянно сердилась на супруга. Не проходило дня без раздражения. Каждый раз, возвращаясь измученной с работы, я еще должна была готовить ужин и убираться за мужем, пока тот отдыхал и уставился в смартфон. Мы практически прекратили общение, а о романтических свиданиях я совсем забыла. Понятно, что мы не могли позволить себе поход в ресторан, но мы могли хотя бы погулять вместе или посмотреть дома какой-нибудь фильм. Однако все это было неинтересно моему мужу.
Однажды, возвращаясь домой с работы, я решила проверить, сколько мы все-таки накопили. Представьте мое изумление, когда на счету красовался огромный ноль, говорящий о том, что кто-то снял все деньги со счета. Я сразу поняла, что это сделал муж, поскольку в операциях было видно, что он снял всю сумму сегодня утром. Мне хотелось крушить все вокруг, но я дождалась момента, когда приду домой и выясню у супруга судьбу наших сбережений.
Когда я вошла в квартиру, повсюду царил беспорядок. Денис как ни в чем не бывало сидел в смартфоне и играл в какую-то игру. Меня разозлило его спокойствие, поскольку он, очевидно, даже не планировал рассказать мне, что снял деньги с нашего счета.
— И что все это означает? — Я встала над мужем и посмотрела на него самым злобным и недоумевающим взглядом.
— Что? О чем ты? — Равнодушно произнес муж.
— Не изображай, что ты не понимаешь, Денис. Куда исчезли деньги с нашего счета?
Денис молчал несколько мгновений, а я ждала, когда он наконец ответит.
— На все наши средства я купил моей мамочке красивое украшение — заявил муж
Я начала глубоко и шумно дышать, стараясь контролировать себя.
— Зачем?
— Одна из ее подруг по работе похвасталась, что ей дочь подарила дорогое ожерелье. Они в компании начали обсуждать, кто что получил от своих детей, а маме стало неловко и стыдно, что ей даже показать нечего. Она рыдала в телефон, понимаешь! — Глупо оправдывался муж. — Я не мог после этого не купить ей это ожерелье, я бы себе не простил.
— Не простил бы, да? Зато ты уверен, что твоя жена простит тебе то, что ты в одночасье потратил деньги, которые мы копили несколько месяцев, я правильно понимаю?!
— Лен, только успокойся…
— Не нужно меня успокаивать! У тебя вообще мозги есть? Есть хоть одна извилина? Ты понимаешь, что снова поддался на капризы своей мамочки, которая просто позавидовала знакомой?! Да всем наплевать, подарил ли ей сын ожерелье или нет! Ей только бы покрасоваться, что ей тоже делают подарки!
— Хватит, Лена, ты переходишь границы.
— Это я перехожу границы?! Я?! Денис, ты просто безмозглый маменькин сынок! Мало того, что ты боишься отказать своей матери в покупке всяких вещей по понятным причинам, ведь ты копишь на жилье, так ты еще и потратил деньги, которые были не только твоими, но и моими! Ты это осознаешь?
— Лен, успокойся!
— Я же сказала, не надо меня успокаивать, Денис! Я, как ответственный человек и твоя жена, позаботилась о нашем будущем, составила план действий, открыла этот счет, рассчитала, сколько мы накопим через определенное время, хотя это была не моя обязанность, а твоя как главы семьи! Последние месяцы я переводила туда гораздо больше денег, чем ты, а ты взял и нагло потратил их на какое-то украшение для матери, которым она просто хотела похвастаться перед посторонними людьми…
— А ты бы отказала своей маме в такой просьбе, если бы она плакала в трубку и говорила, что ее сын не может порадовать родную мать?! Конечно, мне стало стыдно! Конечно, я купил ей это ожерелье, чтобы она была счастлива! А на квартиру эту мы накопим, с следующего месяца буду переводить ровно столько, сколько ты скажешь!
— Нет уж, дорогой, больше не будет никакой общей квартиры. Уезжай к своей мамочке и продолжай радовать ее всякими безделушками. Я подсчитаю, сколько моих денег ты потратил, поэтому ты обязан мне их вернуть, иначе пеняй на себя.
— Нет, ты этого не сделаешь, Лена… Обещаю, это был последний раз, когда я помогаю матери деньгами! Обещаю!
— Я тебе не верю, Денис. Больше никогда не поверю. Убирайся отсюда.
В полной тишине муж стал складывать вещи, периодически всхлипывая, пытаясь вызвать у меня жалость. Во мне не осталось ничего, кроме разочарования, поэтому никакие слова Дениса не могли бы на меня подействовать. Мне было очень обидно, что все это время я считала, будто мы оба отвечаем за наше будущее, но, похоже, это было важно только мне. А мне такой безответственный муж был совершенно не нужен.
Денис уехал, и я надеялась, что больше с ним не встречусь. Каждый месяц он переводил мне деньги, и только через год смог вернуть всю сумму, которую я вкладывала в наш общий счет. После этого я почувствовала облегчение, что больше не увижу его имя в своих переводах. Я знала, что больше не попадусь на подобное поведение и выйду замуж только за ответственного и зрелого мужчину.