Когда Елена услышала эти слова из уст собственного супруга, внутри что-то оборвалось. Словно невидимая нить, связывающая их девять лет совместной жизни, вдруг натянулась до предела и готова была лопнуть. Она стояла на пороге кухни, держа в руках новый изумрудный палантин, который только что с радостью примеряла, и не могла поверить в происходящее. Неужели тот человек, с которым она делила постель, растила ребенка и строила планы на будущее, действительно произнес эти невероятные слова? Неужели он всерьез предлагает то, что звучит как предательство всего, во что она верила?
Все началось с обычного сентябрьского дня, когда Елена переобула свой автомобиль на зимние покрышки.
— Готово, теперь можно спокойно встречать холода, — сообщила она Андрею, возвращаясь домой после визита в шиномонтаж.
Муж почему-то нахмурился:
— Рановато, по-моему. Сентябрь еще в самом разгаре.
— Ты же знаешь мой характер — не люблю откладывать важные дела на потом. К тому же отец сейчас в отпуске и смог помочь, — пояснила Елена, пожимая плечами.
В их семейном гараже стояли два автомобиля. Первый принадлежал Елене — подарок любящего родителя к окончанию института, купленный задолго до свадьбы. Эта машина не раз выручала молодую семью в период, когда их первоклассник Денис нуждался в постоянных поездках: детский сад, бассейн, дополнительные занятия перед школой.
Андрей приобрел свою иномарку в кредит и постепенно выплачивал долг банку. Елена помогала ему с платежами, считая, что в браке не должно быть разделения на «мое» и «твое» — ведь они одна семья.
Их союз начался девять лет назад. Первые месяцы молодожены не торопились с детьми, сосредоточившись на решении жилищного вопроса. Недолго поожив в съемной квартире, они поняли необходимость собственного жилья. Ипотечный кредит удалось погасить гораздо раньше установленного срока, что принесло ощущение надежности и уверенности в завтрашнем дне. В целом их брак складывался удачно. Конечно, случались размолвки по мелочам, но разве это редкость? Обычно все спорные вопросы обсуждались спокойно, и решение принималось совместно.
Елена преподавала танцы детям в частном центре развития «Горизонт». Учреждение предлагало множество кружков для разных возрастов: спортивные секции, творческие мастерские, даже занятия по керамике. Андрей трудился в крупном автосервисе вместе со своим закадычным другом. Они практически на равных управляли этим бизнесом, разбираясь во всех тонкостях автомобильного ремонта и торговли запчастями.
Интересно, что свою машину Елена обслуживала не у супруга, а у знакомого отца. Андрей, несмотря на профессиональные навыки, категорически отказывался заниматься автомобилем жены.
— Понимаешь, это как у психологов — они никогда не консультируют близких родственников. Так и я предпочитаю не вмешиваться в обслуживание твоего транспорта. Это слишком личное, мне будет неcomфортно работать с твоей машиной, — объяснил он еще в самом начале их семейной жизни.
Первый год совместного быта дался нелегко. После того разговора Елена больше не просила мужа о помощи с автомобилем — эту заботу взял на себя ее отец. Но поначалу адаптация к совместной жизни проходила сложно. Елена привыкла рано вставать, Андрей же был выраженной «совой». Он предпочитал мясные блюда, жареную пищу, все сытное и калорийное. Елена тяготела к легкому питанию — кашам, овощам, постным блюдам. Потребовалось время, чтобы найти компромисс в кулинарных вкусах и режиме дня. К концу второго года притирки закончились, и они стали подумывать о ребенке.
Семейную идиллию омрачали непростые отношения со свекровью. Валентина Петровна отличалась тяжелым нравом и старомодными взглядами на роль женщины в семье. По ее мнению, супруга должна безвыездно сидеть дома, готовить, убирать и растить детей, полностью подчиняясь мужу и свекрови. Примечательно, что сама она никогда не следовала этим принципам, но от невестки требовала именно такого поведения. Елена сразу поняла — дружественных отношений у них не получится. Открытых конфликтов она избегала, радуясь тому, что свекровь живет в другом районе. Это помогало сохранить хрупкое перемирие, хотя каждый визит Валентины Петровны превращался в настоящее испытание.
— Елена, что это за котлеты? Ты их на пару готовишь? — с неодобрением замечала свекровь, в очередной раз нагрянув в субботу, когда Елена занималась приготовлением ужина.
— Получается очень вкусно, Андрей охотно ест, и Дениска тоже.
Справедливости ради стоит отметить, что Валентина Петровна души не чаяла во внуке. Их с Андреем сын Денис появился на свет восемь лет назад и стал настоящим даром для родителей. Малыш рос беспокойным, и немало бессонных ночей пришлось пережить молодой семье, но эти трудности окупались сторицей. Светловолосый голубоглазый мальчик стал главной радостью Елены. Он с энтузиазмом пошел в первый класс, учительница постоянно хвалила способного ученика. Домашние задания Денис выполнял самостоятельно, охотно помогал матери по хозяйству, а двух домашних котов считал своими подопечными. Пушистые питомцы обожали маленького хозяина и беспрекословно ему подчинялись.
Валентина Петровна неизменно привозила внуку горы сладостей и выпечки. Елена понимала вред такого питания, но решила не портить отношения из-за мелочей — пусть изредка, в дни бабушкиных визитов, ребенок побалует себя вкусностями.
— Почему Денис ходит босиком, Елена? Полы же холодные! — делала замечание свекровь.
— Валентина Петровна, у нас теплые полы по всей квартире. Деня, ножки не мерзнут?
— Не мама, все в порядке, — отвечал мальчик, поглаживая старшего кота Барсика.
— Расскажи бабушке о школьных делах, солнышко, — просила Елена.
— Сегодня выходной, но в пятницу у нас были русский язык и математика. Учительница говорит, что я хорошо читаю, — делился Денис.
Приготовив котлеты с пюре, Елена поспешила ретироваться, оставив бабушку наедине с внуком.
— Валентина Петровна, мне нужно отлучиться по делам. Посидите с Денисом, Андрей вот-вот придет.
Как по заказу, в этот момент раздался звук ключа в замочной скважине.
— Елена, ты дома? — послышался голос мужа.
— Да, Андрей. Твоя мама приехала. Посидите с Денисом, мне нужно съездить в магазин. На машине — быстро управлюсь. Еще к отцу заскочу — хочет, чтобы я отнесла его пальто в ателье, рукава укоротить.
Попрощавшись со свекровью и сыном, поцеловав супруга, Елена отправилась по делам. Управиться удалось не так быстро, как планировала. Сначала заехала к отцу — ему требовалось укоротить рукава нового пальто. Погода становилась все прохладнее, а родитель никак не мог выкроить время для похода в ателье. Мать тоже была занята — в школе, где она преподавала алгебру, начался напряженный период учебного года.
Затем Елена отправилась за зимними аксессуарами. Обошла множество торговых точек, но ничего подходящего не находила. Хотелось что-то теплое и практичное, неброского оттенка, но попадались либо не те модели, либо слишком тонкие, либо чересчур теплые, либо кричащие расцветки. В итоге купила объемный снуд, решив одним изделием проблему и головного убора, и шарфа. Снуд нежно-оливкового цвета прекрасно гармонировал с ее смуглой кожей и темными глазами.
Довольная покупкой, она села в автомобиль и поехала домой. По возвращении выяснилось, что Валентина Петровна уже уехала, Денис читал в своей комнате, а Андрей пил кофе, листая новостную ленту в телефоне.
— Нашла то, что искала? — не отрывая взгляда от экрана, поинтересовался муж.
— Да, посмотри, какая красота! — Елена продемонстрировала обновку.
Андрей вяло улыбнулся и принялся постукивать пальцами по столешнице. Этот жест всегда означал желание о чем-то поговорить. Елена села напротив, внимательно вглядываясь в лицо супруга и ожидая, что он скажет.
— Лен, мне нужно с тобой кое-что обсудить. Мы с мамой только что все проговорили… У нее очень старая квартира, ремонт не делался много лет.
— Хочешь финансово помочь? — сразу догадалась Елена.
— Мамочка считает, что две машины нам нужно. Твою продадим и сделаем маме ремонт — Сказал мне муж
— То есть как это — незачем два автомобиля? — ошарашенно переспросила Елена. — А кто будет возить Дениса на английский? Или ты отдашь мне свою машину?
— Свою? Нет, об этом не может быть и речи, Лен. Мой автомобиль остается моим.
— Ах да, понятно. А мой можно пожертвовать ради ремонта у твоей матери. Как удобно получается! А мне с ребенком теперь в автобусах кататься.
— Множество людей обходятся общественным транспортом, — настаивал Андрей.
— Множество людей живут и без ремонта в старых квартирах, — парировала Елена. — Валентина Петровна еще работает, в силах, почему она вдруг распоряжается моим имуществом, которое досталось мне в подарок от отца еще до брака?
— Ты жестокая и корыстная! — перешел в атаку муж. — Моя мать столько раз нас выручала, присматривая за Денисом, а ты…
— А я намерена сохранить свой автомобиль, который мне необходим. То, что она пару раз в месяц сидела с Денисом, не стоит возводить в подвиг. Он ее единственный и обожаемый внук. А других проявлений доброты от Валентины Петровны я не наблюдала — сплошные колкости, поучения и претензии.
— Тогда сиди и обдумывай свое поведение! — Андрей ударил кулаком по столу и направился к выходу.
— Куда это ты собрался?
— Поживу пока у матери.
После ухода Андрея на кухню вбежал встревоженный Денис:
— Мама, вы с папой поссорились?
— Да, дорогой мой. Поссорились. Но ты не волнуйся. Взрослые иногда ругаются, — Елена поцеловала сына в затылок.
Елена очень сердилась на мужа. Звонить первой не собиралась. Через четыре дня он прислал сообщение — не передумала ли она насчет продажи машины. Получив повторный отказ, зажила привычной жизнью, только теперь на завтрак готовила омлет из двух яиц, а на ужин — рыбу на пару с большим количеством свежих овощей, как любила сама. Денис скучал по отцу и ежедневно спрашивал, когда папа вернется. Елена была уверена — скоро. Слишком давно Андрей вырвался из-под материнской опеки, которая и в молодости-то тяготила его, а теперь стала совсем невыносимой.
Как и ожидалось, через две недели муж вернулся домой.
— Прости меня, Елена, я поступил неправильно, — сказал Андрей, виновато потупившись. — Жить с мамой невозможно, да и я очень соскучился по вам с Денисом.
— Папа, папочка вернулся! — сын выбежал из комнаты прямо в отцовские объятия.
Андрей крепко обнял ребенка, поднял на руки и расцеловал:
— Ну что, птенчик, как дела без меня? Маму слушался?
— Слушался. Но очень-превесьма по тебе скучал! — Денис смотрел отцу прямо в глаза, обвив его шею руками. — Ты больше не уйдешь?
— Нет, малыш, теперь останусь с вами. Я погорячился и обидел маму.
— Маму обижать нельзя, я буду ее защищать от всех, даже от тебя, — серьезно заявил сын.
Елена улыбнулась:
— Ну что, ужинать будем? Все уже готово. Завтра приготовлю борщ, а вечером — курицу с картофелем.
Мужчины радостно расселись за столом, и Елена поставила перед каждым полную тарелку. Ужинали весело, оживленно беседуя. О машине старались не упоминать.
После того как Денис лег спать и Андрей прочитал ему сказку на ночь, Елена решила поговорить с мужем. Он вернулся на кухню, где его ждал крепкий чай с ароматными сушками. Оба любили эти хрустящие колечки, и во время важных разговоров непременно ставили их в вазочке между собой. Откусив кусочек, Елена заговорила:
— Не поверю, что твоя мать оставила мысли о ремонте. Раз вопрос с продажей моей машины снят, наверное, нашли другое решение?
— Да, твой автомобиль остается твоим. Я продам свой. Сделаю матери ремонт, часть работ выполню сам. Потом куплю подержанную машину в хорошем состоянии с небольшим пробегом. Маму такой вариант вполне устраивает. Ей не принципиально, откуда я возьму средства, главное — побыстрее все отремонтировать. Она уже выбрала обои, плитку, мебель.
— Понятно. Действуй, как считаешь нужным.
— Ты простила меня? — Андрей поймал ее взгляд и улыбнулся.
— Да, но больше ничего подобного мне не предлагай. Сапер ошибается только один раз.
— Запомню.
На следующий день муж выставил свой автомобиль на продажу. Покупатели отыскались довольно быстро, так что вскоре у Андрея на руках были деньги от сделки, и он объявил матери о начале ремонтных работ. Два месяца после основной работы муж проводил время у Валентины Петровны. Елена была недовольна, но молчала. Ссориться с Андреем больше не хотелось.
Денис пошел на свои первые осенние каникулы. Елена взяла на работе отпуск за свой счет, и они отправились в санаторий. Андрей остался в городе, помогая матери. Звонил ежедневно, говорил, как скучает.
Валентина Петровна удивительно экономно провела ремонт, даже заменив практически всю мебель в квартире. Теперь свекровь пребывала в прекрасном расположении духа, почти перестала ворчать, а Андрей очень устал. Когда семья вернулась из отпуска, он заявил матери, что месяц она может его не ждать — хочет побыть с женой и сыном.
Их отношения после того инцидента, кажется, стали еще крепче. Андрей осознал свою ошибку, стал более внимательным и заботливым. Они пересмотрели многие аспекты своего брака, откровенно обсудили накопившиеся проблемы. Спустя полгода Андрей купил новый автомобиль — получил повышение на работе и более высокую зарплату. Теперь в семье снова было два транспортных средства, что значительно облегчало жизнь. Валентина Петровна после ремонта в своей квартире практически перестала наведываться к ним, что очень радовало Елену. Только Дениса забирала на выходные, но мальчик с удовольствием гостил у бабушки, и Елена не препятствовала их встречам. Жизнь наладилась, стала спокойной и размеренной, больше не было поводов для ссор и волнений.