— Опять сидишь дома, — недовольно спросила Ульяна Борисовна, придя к дочери в гости в середине недели. — Муж твой один вкалывает, а ты что? На диване с цветочками своими? Стыдоба! Сватья мне недавно звонила… Вот прямо так и сказала, что я вырастила тунеядку!
Алина тяжело вздохнула. Ульяна Борисовна любила повторять: «Работа должна быть настоящей. На предприятии или в офисе, с 9 до 18 часов». Её старшая дочь, Ева, вроде бы подходила под это правило: работала нянечкой в садике, вечно жаловалась на зарплату, но всё же «ходила на работу». А вот младшая, Алина, пошла совсем другим путём.
Алина с детства была очень творческой и не особенно тянулась к точным наукам. Она окончила 9 классов и пошла в техникум изящных искусств. Там отучилась на флориста и начала подрабатывать выездным помощником на свадьбах. К 20 годам Алина оформила десятки свадеб и подумывала начать работать на себя. Но сейчас была осень — межсезонье. Даже у крупных агентств в это время есть небольшое затишье, а у начинающего флориста это мертвый сезон. И для матери, которая проработала на заводе всю жизнь от звонка до звонка, это было равносильно безделью.
— Мам, я не просто «сижу дома». Я встречаюсь с клиентами, готовлю макеты, бронирую даты на весну и лето. Сейчас не сезон, но летом я заработала достаточно, чтобы на шпильки у мужа не просить. Да, я не женщина в списке форбс, но у меня все впереди.
— Что у тебя впереди? Декрет! И старость! А на что ты жить будешь, а? Вон у Евы, хоть зарплата маленькая, но есть соцгарантии! Она в декрет пойдет, будет декретные получать от государства. А ты?
— А я заработаю себе подушку безопасности! Столько, сколько можно на одной свадьбе заработать, Еве за месяц не заплатят!
— Ой, я уже слышала это. Зато Ева пенсию будет получать. А ты?
— А я подумала и решила, что с Нового года оформлюсь как самозанятая, а там и дальше пойду. Буду платить себе взнос на пенсию, все по закону.
— Тьфу… Ну в кого ты такая, а?! — Ульяна Борисовна посмотрела на дочь. — Какой из тебя бизнесмен? Наделаешь долгов, мне потом придется квартиру заложить, чтобы расплатиться! Думаешь, это все легко?! Вон у Людмилы сын… Продал последние штаны, чтобы штраф выплатить! А у Маши…
— Не надо мне про Машу! — Алина поежилась. Трагическая история соседки матери до сих пор не выходила из головы. Девушка решила открыть пекарню, но не рассчитала и влезла в такие долги, что пришлось продать имущество… Сама Маша такого позора не выдержала и… В общем, все кончилось печально. Но Алина о плохом не хотела думать. Она горела своей идеей и знала, что у нее получится. Правда, после разговоров с матерью, эта уверенность постоянно пошатывалась.
— Не смей самодеятельность разводить! Ты еще мала, жизни не видела! — пригрозила мать. — Лучше, чем дома пятую точку отращивать иди работать официально! Вон у нас на доме объявление: ищут работника на пункт выдачи заказов. Зарплата большая, ходить далеко не надо!
— Мама, хочешь — иди. Или Еве предложи. Может, ей такая работа будет по душе. И это решит ее проблемы с деньгами.
На это Ульяна Борисовна ничего сказать не могла. Она доела пирожные, которые Алина выставляла к чаю и засобиралась домой.
— В субботу приходите с мужем. Ева приведет жениха, — бросила она и ушла.
Алина пожала плечами. Отказывать матери не хотелось, а предлога, чтобы не ходить — не нашлось.
Смотрины проходили в напряженной атмосфере. Ульяна Борисовна расспрашивала потенциального зятя, Евгения, о том, чем он занимается, при этом не обошлось без упоминания про Алину.
— Надеюсь, у вас хорошая работа. Настоящая.
— В каком смысле? — не понял Евгений.
— Ну… Не как у нашей Алины. Она дома сидит и считает, что работает!
— Мам…
— А чем вы занимаетесь? — поинтересовался Евгений у Алины.
— Я флорист.
— О! Как интересно… Свадьбы оформляете?
— Именно.
— Так значит, нам с Евой сможете сделать все красиво?
— Постараюсь, — улыбнулась Алина, на что Ульяна Борисовна замахала руками:
— И вы, Женя, туда же! К тому времени я уже постараюсь, чтобы моя дочь занялась делом! Ева, ну-ка скажи, у вас в садике нашли нянечку?
Ева удивленно посмотрела на мать.
— Нет. А что?
— Алину пусть пригласят! Хоть посуду там пусть моет, хоть полы.
— Мам, ну… — Ева замялась. — Я же не заведующая.
— Попроси! Иначе она так и будет у мужа на шее сидеть. Стыдоба!
Алине в тот момент и правда было стыдно. Но не за себя, а за мать и сестру перед Евгением. Он показался ей неплохим парнем. Вскоре Евгений засобирался домой, да и Алина с мужем ушли.
А вот Ульяна Борисовна на этом не остановилась. Она подумала, что если у Евы нет возможности устроить сестру, то мать возьмет это дело в свои руки. В очередной раз услышав от Алины что «ее призвание делать людей счастливыми», она пошла по цветочным магазинам, раздавая телефон Алины:
— Дочь у меня флорист. Но сидит дома, без работы. Возьмите ее хоть на полдня! Девка на иждивении у мужа, стыдоба… — жаловалась всем подряд Ульяна Борисовна. Флористы в салонах понимающе качали головой, кто-то брал контакты, кто-то отвечал, что вакансий нет. Но все же были те, кто действительно боролся с текучкой кадров и искал продавцов.
И вот однажды, когда Алина сидела на встрече с потенциальными клиентами и обсуждала стиль будущей свадьбы, у нее звонил телефон.
— Простите, надо ответить, — сказала Алина, понимая, что это скорее всего клиенты. Она любила, когда ей звонили на встречах, так создавалось впечатление востребованности, и клиенты скорее подписывали договор, чтобы не потерять нужную дату.
Телефон был настроен на максимальную громкость, и из динамика послышался едва ли не крик:
— Здравствуйте, Алина! Мне сообщили, что вы ищете работу, так вот, нам нужен флорист. График пять через один, с восьми до восьми. Двадцать тысяч плюс чаевые! Выходите завтра. Адрес я вам скинула сообщением. До свидания.
Алина залилась краской. Клиенты, судя по лицам, слышали каждое слово.
— Так вы… Разве не работаете на себя? Ищете работу? — осторожно спросила невеста.
— Ошиблись номером, — быстро ответила Алина, но почему-то ей не поверили.
— Хорошо, мы с женихом все обсудим и если что… Позвоним.
Они ушли. А звонки продолжались, дошло до абсурда: Алине писали в соцсетях — в комментариях к ее работам, тем самым отпугивая клиентов.
«Почему вы не вышли на работу? Мы вас ждали». «Вас приглашают на собеседование». «Вы ищите работу? Предлагаем подработку». Так сорвалось еще несколько заказов: люди не хотели работать с «флористом», который не определился. Некоторые невесты даже усомнились, что работы, опубликованные в соцсетях и правда Алинины.
Поняв, откуда растут ноги, Алина позвонила матери.
— Мам, это ты раздаешь мой номер кому попало?!
— Не кому попало, а тем, кто тебя может взять на работу! Платить реальную зарплату!
— Я сама себе работодатель! Отстань от меня! Ты лезешь в мою жизнь! Из-за тебя я потеряла клиентов!
— Я тебя спасаю, а ты огрызаешься! — фыркнула мать. — Ты никому не нужна с этим своим хобби.
Алина почувствовала, как у неё затряслись руки
— Это не хобби! Я завтра же оформлю все официально! И… Я больше не буду с тобой это обсуждать.
Ева в этот момент была у матери, и Алина услышала на заднем плане голос сестры: видно, мать общалась на громкой связи.
— Ну и зря ты так с мамой! Она же из лучших побуждений. Я вот всем на работе рассказала, что ты флорист, все говорят: «Пусть хоть в магазин устроится, а то смешно дома сидеть».
— Спасибо, Ева, за заботу, без сопливых разберусь! — грубее, чем надо, сказала Алина и сбросила звонок. Больше она с матерью старалась не общаться и все разговоры пресекала. На время встреч с клиентами она отключала вызов и написала в своих соцсетях, что она не просто частный флорист, а студия декора. Кроме того, Алина оформила самозанятость. Потенциальные работодатели больше не беспокоили.
В конце зимы, как и ожидалось, дела пошли в гору. Заказы посыпались один за другим. Алина работала без отдыха. Дела пошли так хорошо, что Алина перестала справляться. К счастью, ей помогал муж, но он мог делать это только по выходным.
— Тебе надо помощницу. — Сказал он после одной из свадеб.
— Да… И помощника. На постоянку.
На семейном совете муж и жена решили, что супругу надо уволиться: денег, которые можно заработать, если брать больше заказов, будет в разы больше, чем на обычной работе мужа.
Когда Ульяна Борисовна и сватья узнали об этом, они устроили настоящий скандал:
— Ты и мужа в бездельники превратила! — кричала мать в трубку. — Сначала сама была тунеядкой, теперь и его туда же! Сватья мне всю плешь проела, говорит, что не такую невестку ей хотелось!
— Мам, мы работаем больше, чем вы можете себе представить. Но это не ваше дело, — отрезала Алина и заблокировала номера родни.
Работы и правда было много. Невесты рекомендовали талантливого флориста подружкам, те передавали информацию дальше и… через год Алина открыла свою студию уже не на бумаге, а настоящую: с помещением и уютным интерьером, где принимала клиентов. До этого она встречалась с клиентами в кафе или на месте торжества. А теперь они с мужем сняли офис со складом декора, сделали вывеску и заработали на полную, чем очень гордились.
К тому времени Ева собралась замуж за Евгения.
— К Алине мы не пойдём, — сказала она жениху. — Найдём нормального декоратора.
— А чем у нее плохо?
— Самодеятельность. Мне надо профи!
Ульяна Борисовна одобрительно кивнула:
— Правильно. А то возомнила о себе неизвестно что. Трубки не берет!
— Загордилась она. Даже на свадьбу ее звать не хочу, — поддакнула Ева.
— Нечего делать.
— Я видел недалеко от выбранного кафе вывеску «Студия декора». Можно туда сходить, — предложил Евгений. У них отзывы хорошие.
— Тогда в субботу поедем туда.
Они пришли в большую современную студию. Их встретила девушка-администратор.
— Добрый день. Вы на консультацию?
— Да! У нас свадьба! Нам надо самый красивый декор, кто у вас тут главный? — поинтересовалась Ева.
— Секунду. Я приглашу нашу хозяйку. Она ведущий флорист.
Мать и дочь переглянулись и одобрительно кивнули. А в следующий момент из кабинета вышла Алина. Уверенная в себе и очень стильно одетая.
— Здравствуйте, — стараясь не выдать волнения, сказала она.
Ева побледнела. Мать растерялась.
— Ты?..
— Да. Чем могу помочь?
Ульяна Борисовна быстро оправилась:
— Алинка, ну ты даешь! Это твои работы? — она кивнула на альбом с фотографиями со свадеб.
— Это работы нашей студии.
— Мне вот это нравится, — Ева указала пальцем на самую шикарную арку из представленных в каталоге. Ты же нам по-семейному сделаешь, бесплатно. Правда?
Алина удивленно посмотрела на сестру.
— Нет. Я могу сделать скидку, как для любого клиента. Бесплатно ни я, ни мои флористы не работаем. Цветы стоят денег, рабочие часы, доставка и монтаж тоже. К тому же у вас дата очень популярная.
— Да как ты смеешь! — взорвалась мать. — Родную сестру обдираешь?! Знаешь, что у нее зарплата маленькая!
— Это не мои проблемы.
— Для матери такой позор!
— Мать рушила мою репутацию, называла меня тунеядкой и рассказывала всем, что я бездельничаю, — спокойно ответила Алина. — Теперь я хозяйка салона, у меня бизнес. Легальный и честный. И правила здесь устанавливаю я.
Она повернулась к администратору:
— Проводите их, пожалуйста, к выходу. Дата занята, я сейчас проверила в блокноте. Так что мы не сможем ничем помочь.
Ульяна Борисовна ругалась, Ева стояла красная от злости.
— Ты пожалеешь, Алина! — выкрикнула мать.
— Я уже пожалела, — тихо ответила Алина. — О том, что когда-то слушала вас и тянула с официальным оформлением бизнеса.
Они ушли.
Свадьбу Ева сделала без декора — на тот, что она хотела, денег не хватило. Алину на свадьбу не пригласили. Но она не переживала, в тот день у нее было много заказов и отдыхать было некогда.
— Не жалеешь? — спросил муж, вечером в день свадьбы Евы. Они были в своей студии, уставшие, но довольные. Впереди была новая неделя и новые свадьбы…
— Нет. Я рада, что живу своим умом. И что ты меня в этом поддержал.
— А я рад, что ты моя жена, — сказал муж и обнял Алину.