Анна что-то радостно напевала себе под нос, выбирая наряд для похода в ресторан, куда её так неожиданно пригласил сосед Михаил Евгеньевич.
— Платье должно быть скромным и красивым одновременно. И подчёркивать мою индивидуальность. Да, именно так! — не без кокетства проговорила Анна сама себе.
К сожалению, на её свежий взгляд, достойного платья в шкафу не оказалось. Значит, нужно что-то купить. Прогуляться по магазинам и присмотреть себе что-то новое, более современное.
И хоть на днях Анне исполнилось уже 56 лет, чувствовала женщина себя по-прежнему всего на 35! Ну максимум, на 40.
Но дети — дочь и сын — почему-то решили, что мать уже старая. После того, как создали свои семьи, они считали, что мать теперь настоящая бабка. И ей, кроме общения с внуками и внучками, которых Анна, безусловно, любила, уже ничего не надо и не интересно.
Лена и Михаил наперегонки старались захватить очередь на её свободное время, привозя в квартиру к Анне своих детей.
— Мам, посиди с Катей. Мы с мужем решили по магазинам поездить, — просила её дочь, оставляя трёхлетнюю внучку на весь субботний день. Иногда получалось так, что загулявшие родители забирали своего ребёнка лишь к вечеру следующего дня.
Сын Миша со снохой тоже не отставали от них.
— Анна Ивановна, детей вот привезли, они к вам попросились. Не откажетесь посидеть с ними? А мы с Мишей на дачу съездим, работы там полно. А с детьми — какая работа? — ставила свекровь перед фактом хитрая невестка Марина.
— Оставляйте, чего уж… Неужели же я вам откажу? — улыбаясь внучатам, отвечала Анна.
На дворе стоял декабрь, приближался Новый год. За неделю до праздника позвонил сын, а затем и дочь с такой же просьбой — они решили своих детей скинуть матери, чтобы самим спокойно веселиться всю ночь с друзьями, встречая Новый год.
И Анна Ивановна им не отказала. Она считала, что это её обязанность и даже долг. Да и с внучатами ей было веселее. Всё равно одной сидеть весь вечер и всю ночь — шумные соседи спать не дадут до самого утра.
Но неожиданно, за два дня до праздника, всё изменилось. И теперь женщина ходила счастливая и окрылённая странным и забытым уже чувством, которое испытывала лишь в молодости.
Анна уже давно не вспоминала, что ещё совсем не старая и вполне привлекательная женщина. Повода как-то не вырадало, и всё не до того было. Дела и заботы детей и внуков — вот чем она жила последние годы.
Десять лет назад от Анны ушёл муж. Некрасиво и подло. У Игоря появилась другая женщина. Он тогда ничего ей не объяснил, не повинившись перед женой, с которой прожил двадцать лет и вырастил дочь и сына. Цинично бросил немолодую и начинавшую увядать женщину, предпочтя ей молодую.
Анна долго не могла принять факт измены и предательства. Не могла выбраться из депрессии, в которой находилась довольно продолжительное время. Она тогда полностью ушла в работу и в воспитание детей. Дочь и сын уже взрослели, получали высшее образование, влюблялись, а позже — устраивали свою личную жизнь. А мать во всём тм помогала. Игорь тоже участвовал в их жизни, но издалека, со стороны. И конечно, не так активно, как Анна. Да и не до того ему было — в новой семье уже рос другой ребёнок.
И Анна в череде бесконечных дел и забот давно махнула на себя рукой и сейчас жила лишь жизнью своих детей.
Но однажды всё чудесным образом изменилось. А началась эта история ещё летом.
Анна Ивановна, имея худощавую фигуру и мечтая сохранить её до старости, лифтом не пользовалась и всегда поднималась на свой пятый этаж пешком. Но в тот день, ожидая в гости сразу всех внуков, накупила разных вкусностей. Два огромных пакета. Войдя в свой подъезд, она всё-таки решила воспользоваться лифтом. Пока Анна ожидала, когда кабина спустится вниз, к ней подошёл незнакомый мужчина лет шестидесяти.
— Добрый день! Что же вы одна такие тяжёлые пакеты носите? Разрешите вам помочь? — вежливо спросил он.
— Нет, нет, что вы! Не нужно, это лишнее, — покрепче ухватив ручки тяжёлых сумок, произнесла Анна, приняв незнакомца за чьего-то гостя.
Но когда они вместе поднялись на пятый этаж, и мужчина уверенно открыл своим ключом соседнюю однокомнатную квартиру, то догадалась, что это её новый сосед.
Она знала, что квартира продавалась уже несколько месяцев. И теперь у неё появились новые хозяева.
«Это хорошо, что пожилые. Шумную молодёжь совсем не хочется в соседях иметь», — подумала тогда Анна с удовлетворением.
Открыв свою дверь и прежде, чем зайти внутрь, мужчина повернулся к ней и сказал:
— Разрешите представиться! Я ваш новый сосед. А зовут меня Михаил Евгеньевич. Будем знакомы.
— Очень приятно. А я Анна… Ивановна. А как супругу вашу зовут? Я даже и не знала, что эту квартиру уже продали. Давно вы здесь живёте? Когда въехали?
— Переехал я лишь пару дней назад, пока обживаюсь. А супруги у меня нет, пять лет уже. Да, вот так… Вдовец я, Аня.
Мужчина скрылся за дверью своей квартиры, а женщина испытала неловкость. И одновременно лёгкий трепет от того, что приятный незнакомец назвал её так просто и мило — Аня.
«Вот я ненормальная, влезла со своим языком! И кто просил? Надо же, вдовец», — размышляла женщина, входя в свою квартиру и выкладывая из пакета продукты.
С того дня соседи встречались довольно часто — то в подъезде, то во дворе дома, то в местном супермаркете, стоя в очереди на кассу.
Михаил Евгеньевич всегда мило улыбался, был вежлив и услужлив с Анной. Мужчина любил шутить и всегда как бы невзначай делал Анне комплименты.
Женщине было и приятно, и непривычно слышать от постороннего мужчины красивые слова в свой адрес. Она терялась и робела. И не могла отрицать того факта, что Михаил ей нравился.
— Анечка, — как-то обратился к ней сосед. — А не поделитесь со мной рецептом маринованных огурцов. Дело в том, что мне друзья с дачи целый мешок привезли. Урожай на огурцы у них в этом году небывалый. Вот и не знаю теперь, куда их деть. Съесть-то всё равно не смогу, а выкинуть жалко, такие вкусные, хрустящие! А вам не надо?
— Ой, нет, мне сын с дачи тоже привёз, и не только огурцы, — засмеялась она. — Есть у меня несколько рецептов. Но, если вы позволите, я предложу вам свой любимый. А ещё лучше… Знаете, что, Михаил, а тащите-ка свой мешок ко мне. Я сама всё сделаю. Да, да! У меня и банки есть. У вас-то, наверное, нету? Ну вот! И специи все необходимые имеются. И опыт какой-никакой. Несите, не стесняйтесь! Мне всё равно сейчас заняться нечем.
Михаил с охотой сбагрил с рук мешок огурцов, оставив себе лишь несколько штук для салата. Получилось восемь полуторалитровых банок, которые дружные соседи разделили пополам. На этом настоял мужчина, хотя Анна и отказывалась.
А на следующий день Михаил Евгеньевич пришёл с тортиком, желая отблагодарить заботливую соседку за её добрую душу.
С этого времени они стали дружить. Михаил стал часто забегать в соседнюю квартиру, чтобы спросить соли или лука к ужину, или узнать, как вывести с одежды пятно от машинного масла. Анна тоже, в свою очередь, обращалась к нему, когда в квартире требовалась мужская сила.
Как-то за чашкой чая Михаил поведал женщине о своей жизни, о том, что уже пять лет живёт один и очень страдает от этого. Большую квартиру, в которой они жили когда-то всей семьёй, взрослые дети предложили отцу продать, а ему купили вот эту однушку.
— И я согласился, Анечка. Хотя мне тяжело далось это решение. Столько воспоминаний связано с той квартирой. Вся жизнь там прошла, дети родились и выросли в ней…
Он помолчал, как будто вспоминая что-то. А потом спросил:
— А вы почему одна, Аня? Вы такая молодая ещё и, уж простите мне мою нескромность, прекрасная женщина.
— Да ладно вам, — со смехом махнула рукой Анна. — Скажете тоже. Была бы я так прекрасна, как вы утверждаете, разве мой бывший муж бросил бы меня? И не убежал бы к молодой и красивой десять лет назад.
— Ваш бывший муж — глупый мужчина. Это же очевидно! И не стоит о нём вспоминать. А я умею ценить истинную женскую красоту и душевность.
И вот за два дня до Нового года, когда Анна готовилась к тому, чтобы мирно и спокойно встретить праздник со своими внуками, вдруг пришёл Михаил Евгеньевич и совершенно неожиданно предложил ей свой вариант.
— Анечка, очень прошу вас, не откажите мне. Ну что это — будем мы с вами поодиночке сидеть в своих квартирах, а можно, например, пойти в ресторан. Вот скажите мне, дорогая моя, когда вы в последний раз встречали Новый год в ресторане? — с улыбкой спросил сосед.
— Никогда, — растерявшись, честно призналась Анна Ивановна. — Не привелось, знаете… Но это как-то неожиданно. Да и потом, сейчас же, наверное, очень трудно будет найти свободный столик? Всё уже занято…
Анне было приятно это предложение. Но женщина искала возможность и причину отказать соседу.
— Ой, ну об этом вообще не стоит беспокоиться. У меня есть приятель, мой бывший сослуживец, так вот сын у него — владелец самого лучшего ресторана в нашем городе. Он предложил мне за одну мою услугу небольшой столик на двоих в новогоднюю ночь. А мне совершенно не с кем туда пойти. И вы знаете, отчего-то так захотелось к людям, в суету и праздничную кутерьму. И мне бы очень хотелось сделать это именно с вами, Аня. Красиво встретить такой волшебный праздник.
— Я не смогу, — произнесла она тихо, чувствуя, как слёзы подступают к глазам. Ей тоже очень этого хотелось. — Нет, это невозможно, Михаил.
— Ну почему, Анечка? Что вам мешает, скажите? — искренне удивился мужчина. — На мой взгляд, так ничего!
— Я буду сидеть с внучатами, — ответила Анна.
— Это ваш выбор, ваше желание? Только честно ответьте, прошу вас! Если да, то я тут же отстану от вас.
— Нет, но это необходимо. Так нужно.
— Кому? Вашим взрослым детям нужно? Эгоистам, решившим, что вам больше ничего в этой жизни не надо? Так? — с возмущением спросил Михаил. — Анечка, да поймите же вы, это только ваше решение. Только ваше и ничьё больше! И ещё — я ухожу, но буду очень ждать вашего согласия.
Он ушёл, а женщина задумалась. Слёзы потекли по щекам, когда она начала размышлять о своей судьбе.
Что хорошего у неё было в последние годы? Такого, что касалось бы её одной и было направлено на её благо. Всё время после ухода мужа она жила для детей, а потом — для внуков, совершенно забыв о своих желаниях.
Анне Ивановне очень хотелось пойти в ресторан. Она так давно уже нигде не была и забыла, когда в последний раз по-настоящему праздновала хоть какой-то праздник. Сначала внуки были маленькие, помогала с ними то дочери, то сыну. А теперь, когда внучата немного подросли, их родители решили использовать свою мать вместо бесплатной и всегда безотказной няньки.
И Анна решилась. Она пойдёт в ресторан! Может быть, это будет вообще последний раз в её жизни, кто знает.
Сначала Анна позвонила дочери.
— Лена, я должна тебе сообщить, что у меня произошли кое-какие изменения. С внучкой посидеть не смогу. Так что в новогоднюю ночь на меня не рассчитывайте.
— Что? — громко возмутилась дочь. — Что ты там придумала, мам? Какие изменения?
— У меня поменялись планы. Я иду в ресторан, — улыбаясь, ответила Анна
— В какой ресторан? С кем? Мам, ну хватит, а?
— С мужчиной.
— С каким ещё мужчиной? Ты что-то темнишь. И вообще ты помнишь, сколько тебе лет? Может, не будешь ерундой заниматься? — цинично выдала дочь.
— Да, я очень хорошо помню. И вам бы тоже неплохо об этом помнить. Мне не семьдесят пять, а всего пятьдесят шесть, Лена! И я хочу жить полной жизнью. А вы меня в бабку древнюю превратили!
Дочь обиделась, Анна это почувствовала. Ну и пусть. Пора им уже привыкать к тому, что у матери могут быть свои интересы и желания. И своя личная жизнь.
Сын с невесткой на её сообщение отреагировали ещё грубее.
— Вы же обещали, Анна Ивановна! — кричала Марина. — Мы на вас рассчитывали. И что теперь делать прикажете? Куда нам детей девать? Михаил, иди сам разговаривай со своей матерью! Я больше не могу! Она просто издевается над нами!
— Мам, ты что там, с ума сошла? Прекращай давай бастовать. Нам детей всё равно не к кому, кроме тебя, отправить. Так что, всё остаётся в силе, — сын даже не попытался выяснить причину, по которой мать им отказывала.
— Как это не к кому? К родителям Марины отвезите, пусть и они хоть раз посидят с внуками, — ответила Анна.
— Мам, у них гости будут. Они же ещё молодые, тем более вдвоём, а ты всё равно одна, тебе и с внуками сидеть, — странно аргументировал своё решение сын.
— Нет, и я теперь не одна, сынок! — с нескрываемой обидой в голосе ответила ему Анна.
— Мам, зачем ты создаёшь нам проблемы? Имей в виду, мы можем и обидеться! Если не хочешь сидеть с внуками, так и скажи. И нечего всякие небылицы придумывать. Мне Ленка только что звонила, рассказала про твою сказочку о походе в бар с каким-то мифическим ухажёром. Стыдно, мам. В твоём-то возрасте такое придумывать!
Сын отключился, а Анна ещё больше убедилась в том, что поступает правильно.
Пора уже и о себе подумать. Сколько детям добра ни делай, ничего не помнится. И уже воспринимается как долг и обязанность её желание им помочь. Без благодарности и понимания.
Тридцать первого декабря ближе к девяти вечера в дверь Анны позвонили. Уже нарядная, с лёгким макияжем и красивой укладкой, женщина открыла дверь. Михаил в элегантном костюме в мелкую клетку, белой рубашке и ярко-синем галстуке был неотразим. Он благоухал дорогим парфюмом, отчего у Анны слегка закружилась голова.
Они отправились в ресторан на такси, которое заботливо вызвал мужчина.
Праздник получился на славу! Никогда Анна не чувствовала себя так легко и свободно. В красиво украшенном зале ресторана играла весёлая музыка, туда-сюда без устали сновали официанты, наряженные в Дедов Морозов и Снегурочек, а шампанское было таким вкусным, что голова шла кругом. Анна даже умудрилась поучаствовать в некоторых шуточных конкурсах, что входили в программу праздничного вечера.
Всё было чудесно и удивительно. А самое главное — Аня вновь почувствовала себя женщиной. Как когда-то давно, в далёкой молодости. А значит, вся эта затея была не зря и стоила того!
Соседи не спеша возвращались домой по ночному городу, они были слегка уставшие, но умиротворённые. Шёл лёгкий снежок, и на душе у них тоже было спокойно и легко.
— Спасибо вам за этот удивительный вечер, Михаил! Праздник действительно получился волшебным. Даже и не знала, что в нашем возрасте такое возможно, — прощаясь с мужчиной у своей двери, с улыбкой произнесла Анна.
— Рад, что смог доставить вам удовольствие, Анечка! — он галантно поцеловал ей руку на прощанье. — До завтра. Спокойной вам ночи, а вернее — уже утра!
Они весело рассмеялись, прежде чем расстаться.
Анна пока не знала о том, что вскоре её ждёт ещё один сюрприз. Михаил Евгеньевич всерьёз задумался о том, чтобы сделать женщине предложение руки и сердца. И вместе с ней прожить остаток своей жизни.